На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Грузинская эмаль

76 подписчиков

Византийский след

О византийском наследии в эмальерном деле Киевской Руси пишет историк искусства, Г.Н. Бочаров, в статье «Русские сюжетно-орнаментальные изделия с перегородчатой эмалью», 1978:

 

«Искусство перегородчатой эмали возникло в древней Руси непосредственно под влиянием Византии. Русские мастера проходили, очевидно, выучку у греческих художников, работавших, вероятно при дворе киевского князя. Об этом говорят и находки самих византийских эмалей, и большое количество русских эмальерных изделий, обнаруженных при раскопках и земляных работах в пределах древнего Киева и Киевской земли, и, наконец, высокое качество именно киевских перегородчатых эмалей. Русские ремесленники в сравнительно короткий срок освоили сложную технологию перегородчатых эмалей и систему византийских символов, образов и сюжетов…

… Особенно ярко этот процесс сказался в произведениях, изготовленных хотя и по индивидуальному заказу, но не в единственном количестве (диадемы и бармы), а в вещах более массового характера – колтах и цепях, производство которых требовало значительного упрощения техники их изготовления. Поэтому, в отличие от византийского способа индивидуальной прорисовки и прочеканки рисунка, киевские мастера применяли шаблон, по которому оттискивалось или прорезалось углубление для лотка. Для лучшего скрепления с эмалевой массой дно лотка нередко процарапывалось взаимопересекающимися насечками, а в качестве материала чаще всего употребляли не золото, как в Византии, а его сплавы, в частности электра…

 

Колты, найденные в Киевских кладах в период с 1876 по 1914 гг. Работа русских эмальеров, XII в.

 

… Интерпретируя византийские оригиналы, русские мастера сложным элементам декора предпочитали более простые, по-своему трактовали лица, изменяя аскетически строгие, несколько вытянутые лики византийских святых с длинными благородными носами на округлые коротконосые славянские лица.

     Та же тенденция легко прослеживается и в орнаментике. На многих как византийских, так и русских изделиях встречаются те же элементы декора, но нередко, несмотря на некоторые упрощения и совпадающие в своей основе узоры, даже целые сценки.

     Обычно эти декоративные элементы в киевских эмальерных изделиях считали проявлением чисто местного творчества, объясняя их традиционными языческими представлениями.  Между тем среди византийских произведений перегородчатой эмали XI-XII вв. и, в частности, среди медальонов, украшающих Pala d’Oro собора Сан Марко в Венеции, можно встретить в уже сложившемся и отстоявшемся виде почти все типы узоров, встречающиеся и на древнерусских эмальерных вещах.

     Здесь и медальоны с композицией из четырех разнообращенных ростков-кринов, и ростки с кринообразными цветами, и более усложненные композиции с вариациями на эту же тему. В отдельных эмалевых пластинах того же золотого алтаря Сан Марко  встречаются в качестве обрамления городчатый и зигзагообразный орнамент, узор в своеобразную елочку и др. Правомернее полагать, что все эти орнаменты, хотя и получили в средние века международную распространенность, были освоены русскими эмальерами в процессе выучки у греческих художников…

 

Одна из миниатюр золотого алтаря Pala d’Oro  базилики Святого Марка в Венеции.

Весь алтарь включает в себя около 250 миниатюр в технике перегородчатой эмали, выполненных византийскими мастерами в X-XII вв.

 

…Индивидуальная прорисовка и прочеканка изображения на византийских перегородчатых эмалях, делавшаяся каждый раз заново, давала возможность греческим мастерам создавать сложные, весьма совершенные композиции, порою насыщенные мелкими, отчетливыми деталями, наполненные движением, со свободным расположением фигур и соответственно более мелкими ячейками и, следовательно, более многоцветные. Полупрозрачные смальты1, просвечивающие и пропускающие отблески золотого дна, придавали византийским эмалям особую светоносность и живописность. Обычно их цветовая гамма строится на сочетании и переливах не только локальных цветов, но и многочисленных полутонов. Тактичное и умелое применение ярких сочных цветов –белых, красных, синих, пурпурных, розовых, бирюзовых, голубых, темно- и светло-зеленых, - гармонично сочетающихся с золотыми перегородками, создавало мерцающую, переливающуюся, живописную, подвижную и живую многокрасочную гамму…

…В древнерусских эмалях колорит более сдержан, смальты, применяемые русскими мастерами, ограничены по цвету и непрозрачны, преобладают синие, глухие красные, зеленые, белые. В этих изделиях варьируется несколько основных и, как правило, локальных цветов; полутона, за редким исключением, почти отсутствуют. Киевские мастера весьма обильно употребляли белую эмаль, но белый цвет в русских вещах иногда приводил к некоторой пестроте, к впечатлению несколько «разбеленной», хотя по-своему яркой, жизнерадостной и многоцветной гаммы. Если в византийских эмалях пятна белого цвета, как жемчуг в шитье, подчеркивают, обрамляют или акцентируют главное, выделяют «ударные» места, то в русских белая эмаль, заполняя довольно большие ячейки, нередко спорит с другими тонами…

 

... Процесс упрощения византийских образцов и образов, орнаментальных схем и моделей был вполне естественен и закономерен: у киевских мастеров не было, да и не могло быть того длительного опыта в обращении с различными, капризными в работе и трудоёмкими материалами и многолетней художественной традиции. Тем не менее достижения киевских эмальеров кажутся поразительными. Уступая византийским эмалям в изяществе, тонкости и тщательности исполнения, русские эмали привлекают грубоватой, но острой выразительностью. Лаконизм, редкая монументальность, достигаемая за счет более крупных ячеек и более локальных цветов, наряду с повышенной четкостью контуров, придают киевским эмальерным изделиям удивительную цельность и силу. Недаром киевская перегородчатая эмаль по праву вошла в сокровищницу не только русского, но и мирового искусства.»

 _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 1 - В Византии употреблялись, в основном, натриево-кальциево-кремнеземные стекла, в состав которых входил окисел марганца, дававший возможность получать бесцветные и окрашенные в знаменитый пурпур стекла. На Руси употреблялись преимущественно калиево-кальциевые стекла.

Картина дня

наверх